КРАЙ НАШ СОЛОВЬИНЫЙ

Курский край — это щедрая природа и богатая событиями история. Все знают курских соловьёв, славящихся неповторимыми трелями, ароматные и сочные яблоки «Антоновка», Курскую магнитную аномалию, дающую стране железную руду, и великую Курскую битву, во многом определившую исход Второй мировой войны.


Читать далее…

Технология изготовления веревочных лаптей в селе Саморядово Большесолдатского района Курской области

Инструменты, применяемые при изготовлении лаптей: крючок, свайка, веревка и готовые лапти. Фото Т. Котовой. 2005

Автор описания: Токмакова Ольга Сергеевна, старший преподаватель кафедры этномузыкологии Воронежской государственной академии искусств


Экспедиция: Воронежская государственная академия искусств (до 1998 г. – Воронежский государственный институт искусств) Год, собиратели: 2005 – Токмакова О.С. (руководитель), студенты Котова Т., Скотникова Е., Торговкина О. Место фиксации: Курская область, Большесолдатский район, село Саморядово Место хранения: Архив Кабинета народной музыки Воронежской государственной академии искусств. Адрес: 394053, Воронеж, ул. Генерала Лизюкова, 42


История выявления и фиксации: О наличии у восточных славян обуви, плетеной из веревок, кратко упоминается в трудах этнографов Д.К. Зеленина, Г.С. Масловой, Л.Н. Чижиковой, но подробное описание процесса изготовления плетеной обуви отсутствует. Тем не менее вплоть до второй половины ХХ века обувь, плетенная из конопляных веревок, продолжала бытовать в южных районах Курской области. В 1992 году в селе Саморядово Большесолдатского района Курской области был основан Дом ремесел – центр по сохранению и пропаганде традиционных ремесел, бытовавших в селе. При центре работают несколько мастеров, владеющих традиционными технологиями изготовления предметов быта, которые оставались актуальными до середины ХХ века. В 2005 году в ходе фольклорной экспедиции кафедры этномузыкологии Воронежской государственной академии искусств в Большесолдатский район Курской области от мастера Дома ремесел В.С. Ананьева был зафиксирован на видеокамеру процесс изготовления традиционных веревочных лаптей. На основе экспедиционных материалов был подготовлен демонстрационный фильм.


Библиография: Зеленин Д.К. Восточнославянская этнография. М, 1991.,
Лебедева Н.И. Прядение и ткачество восточных славян в XIX – начале ХХ в. // Восточнославянский этнографический сборник / Отв. ред. С.А. Токарев. М., 1956.,
Маслова Г.С. Народная одежда русских, украинцев и белорусов в XIX – начале ХХ вв. // Восточнославянский этнографический сборник / Отв. ред. С.А. Токарев. М., 1956.,
Маслова Г.С. Одежда // Этнография восточных славян: Очерки традиционной культуры / Отв. ред. К.В. Чистов. М., 1987.,
Промыслы и ремесла Курской области. Традиционное народное искусство: Сборник статей. Курск, 2012.,
Чижикова Л.Н. Русско-украинское пограничье. История и судьбы традиционной культуры (XIX–XX века). М., 1988.


Плетеная обувь является традиционной для восточных славян. Лапти из пеньки были распространены в южных районах Курской области в связи с недостатком лыка. Их изготовление включает в себя сучение нити, витье веревки и собственно плетение лаптя на колодке. Используется простой полотняный способ переплетения нитей. Лапоть начинают плести с боковых сторон, потом плетут головку, подошву и пятку. В настоящее время данной технологией пользуются мастера Саморядовского дома ремесел при изготовлении сувенирных лаптей и обуви для концертирующих фольклорных ансамблей.

Лапти – вид традиционной плетеной обуви, использовавшейся до середины ХХ века в повседневном быту. Плетеную из пеньковой веревки обувь на Юге России называли также чуни, противопоставляя их лаптям, сплетенным из лыка. Однако в селе Саморядово бытует только название лапти, так как из лыка обувь не изготавливали.

Материалом для лаптей являетсяпенька – веревка, которую сучили из волокон, получаемых при обработке женских растений конопли. Пенька шла на изготовление веревок и грубых тканей – дерюжек, мешковины. Из мужских растений получали более нежную нить замашку, которая шла на изготовление полотна для рубах, штанов, завесок (фартуков), рушников, скатертей-настольников.

К изготовлению лаптей приступали после сбора и обработки волокон конопли.  Подготовительные операции по обработке конопли производились на улице или крестьянском подворье. Затем из полученных волокон вили веревки и плели лапти. Эти работы могли производиться внутри помещения в течение осенне-зимнего периода.

Изготовлением лаптей занимались преимущественно мальчики и мужчины в соответствии со сложившимся в традиционной культуре разделением на мужские и женские виды труда: прядение и ткачество было женским занятием, лаптеплетение – мужским. Как объясняют сами информанты «женщина мужчину одевает, а он должен ее обувать». Обучение начиналось с детского возраста – 7–9 лет, старшие братья выполняли роль наставников и контролировали работу младших.

Подготовка материала для плетения лаптей включала в себя несколько этапов. Первый связан со следующими операциями по отделению волокон от ствола растения: выдергиванием женских растений с корнем, связыванием их в плоты, вымачиванием в воде (в копанях – водоемах возле родников или заводях реки, пруда) в течение трех недель, чтобы костра отделялась от волокон. После этого растения достают из воды, сушат, мнут при помощи мяльницы с целью расщепления стволов, треплют – отделяют волокна, чешут на гребне прялки для укладки волокон в пучки.

Второй этап – изготовление веревки. Для сучения нитииспользуется инструмент крючок, который выполняет функцию веретена. От пучка волокон отделяется прядь, которая скручивается и одновременно вытягивается путем вращения крючка вокруг своей оси рукой изготовителя. Другой рукой он контролирует толщину пряди волокон и получаемой нити.

Свитую нить сматывают на крючок. Веревку вьют из сложенной вдвое нити. Для подвирания (плетения) подошвы применяют более толстую нить – в три сложения. При витье веревки нить продевают через железный крюк или кольцо и перебрасывают одну половину нити через другую при помощи крючка. Чтобы веревка не расплеталась, ее конец заправляют,  сплетая остатки нитей вручную. Полученную веревку еще раз подкручивают, а для дополнительной фиксации кручения трут на крюке (кольце) небольшими участками. Готовую веревку наматывают на крючок, чтобы использовать для последующей работы.

При плетении лаптя используют деревянную основу – колодку и инструмент, который называется свайка – в виде изогнутого железного стержня с деревянной ручкой. Колодка представляет собой деревянный параллелепипед, одна сторона которого имеет выступ вверх, соответствующий носовой части лаптя. Размер колодки должен соответствовать размеру ноги человека, для которого предназначен лапоть. Веревка укладывается на колодку вдоль ее боковых сторон в несколько (4–6) рядов.

Плетение начинается с передней части боковых сторон – щёчек. Используется простое, так называемое полотняное, переплетение, при котором нити основы укладываются рядами вдоль боков колодки, а рабочая нить поочередно проходит то над, то под нитями основы («начинаешь плести, как тын плетут»).

После плетения щёчек верхняя и нижняя носовые части лаптя представляют собой ряды уложенных параллельно нитей. Начинается плетение головки лаптя. Для нее обычно используют более тонкую веревку, чтобы головка была «понежнее», поскольку с ней соприкасается верхняя часть стопы. Кроме того, более «частая» по переплетению нитей головка выглядела красивее и аккуратнее. При плетении головки рабочей нитью обвивают крайнюю нить верхней части лаптя, а затем переплетают лежащие поперек верхней носовой части лаптя ряды, получившиеся в результате плетения щёчек. Далее рабочую нить пропускают через нити передней части боковых рядов и возвращают обратно.

После этого плетут передний участок подошвы, соответствующий длине щёчек, а вслед за этим – заднюю часть боковин и подошвы. Последним плетут задник лаптя.

К готовому лаптю на пятке и по бокам прикрепляются веревочные оборы, которыми обвивают ногу, чтобы лапоть не спадал. Подошву осмáливали – опаливали в печке, чтобы убрать торчащие наружу волокна.

Обращают на себя внимание антропоморфные названия частей лаптя: голова, щёчки, бока. Применительно к технике плетение употребляется глагол завирать, подвирать, который также имеет значение «говорить неправду», «сочинять небылицы».

В настоящее время традиционная обувь вышла из повседневного употребления. С 1992 года в селе Саморядово создан Дом ремесел, где предпринимаются действия по сохранению традиционных технологий ткачества, лаптеплетения, бондарства. Здесь лапти изготавливают на заказ для участников фольклорных ансамблей, а также в качестве сувениров.

Работавший в Доме ремесел мастер В.С. Ананьев освоил технологию изготовления лаптей в детстве, когда они активно использовались в повседневной жизни. С 1993 по 2009 г. В.С. Ананьев плел лапти по заказу администрации Дома ремесел, а также обучал их изготовлению учеников местной школы. В настоящее время ученица В.С. Ананьева Любовь Яковлевна Карачевцева, являющаяся уроженкой села Саморядово продолжает его работу.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

Контактная информация

ОБУК «Курский Дом народного творчества»
305016, г. Курск, ул. Советская, 93
Тел./факс: +7 (4712) 54-96-13
odnt@list.ru

 

Часы работы

понедельник-пятница 09.00-18.00 перерыв 13.00-14.00
суббота, воскресенье — выходные


Архивы

Рейтинг@Mail.ru