КРАЙ НАШ СОЛОВЬИНЫЙ

Курский край — это щедрая природа и богатая событиями история. Все знают курских соловьёв, славящихся неповторимыми трелями, ароматные и сочные яблоки «Антоновка», Курскую магнитную аномалию, дающую стране железную руду, и великую Курскую битву, во многом определившую исход Второй мировой войны.


Читать далее…

Музыкально-хореографическая форма «Тимоня» в традиции Курско-Белгородского пограничья

«Тимоня» в исполнении фольклорного ансамбля с. Плёхово Суджанского района Курской области. Фото О. С. Токмаковой. 1999

Автор описания: Токмакова Ольга Сергеевна, старший преподаватель кафедры этномузыкологии Воронежской государственной академии искусств


Экспедиция: Воронежская государственная академия искусств (до 1998 г. – Воронежский государственный институт искусств) Год, собиратели: 1994 – Чупруненко С. 1996 – Токмакова О., Краснобаева М., Петрина А. 1997 – Сысоева Г. Я., Лексин Г. П., Пискарев С. И. 2005 – Токмакова О., Скотникова Е., Котова Т., Торговкина О. 2008 – Токмакова О., Зернина А., Шавлова А. Место фиксации: Курская область, Большесолдатский район, села Будище, Сторожевое; Беловский район, село Белица; Суджанский район, город Суджа Место хранения: Архив Кабинета народной музыки Воронежской государственной академии искусств. Адрес: 394053, Воронеж, ул. Генерала Лизюкова, 42, Московская государственная консерватория им. П.И. Чайковского Год, собиратели: 1999 – Щуров В. М., Карачаров И. Н., Токмакова О. С. Место фиксации: Курская область, Суджанский район, село Плёхово Место хранения: Личный архив О.С. Токмаковой


История выявления и фиксации: Традиция южных районов Курской области впервые попала в поле зрения фольклористов Московской государственной консерватории в 1937 г. (экспедиция под руководством К. В. Квитки). Впоследствии на территорию Курской области неоднократно выезжала профессор Московской консерватории А. В. Руднева, исследовавшая музыкально-хореографические жанры курского края и традицию инструментальной игры. Позднее изучением инструментального и хореографического фольклора курско-белгородского пограничья занимались этномузыкологи О.В. Величкина, С.Н. Старостин, И.Н. Карачаров, О.С. Токмакова, фольклористы-практики Е.А. Краснопевцева, Б.С. Ефремов, А.В. Кунавина, Н.В. Ермакова. Экспедиции Воронежской государственной академии искусств в курско-белгородское пограничье проводятся кафедрой этномузыкологии с 1996 г. За этот период неоднократно фиксировались различные формы исполнения «Тимони», записывались сведения о бытовании пляски в традиционной культуре. Видеофиксация хореографии производилась в основном в условиях фольклорных фестивалей.


Библиография: Величкина О.В. Сохранение Курской традиции многоствольной флейты (по материалам экспедиции в село Плёхово) // Сохранение и возрождение фольклорных традиций. Вып. 2, ч. 1. М., 1993.,
Величкина О., Краснопевцева Е., Иванов А. Мир детства в народной культуре: село Плёхово (Курская область): Обучение основам музыкальной традиции. М., 1992.,
Веретенников И.И. Южнорусские карагоды. Белгород, 1993.,
Карачаров И.Н. Песенная традиция бассейна реки Псёл: Белгородско-курское пограничье. Белгород, 2004. ,
Котова Т. Традиционная культура сел по реке Воробже Большесолдатского района Курской области в контексте традиции курско-белгородского пограничья: Дипломная работа. Воронеж, 2009.,
Руднева А.В. Курские танки и карагоды. М., 1975.,
Старостина Т.А. К вопросу о родословной курского «Тимони» // Музыка устной традиции: Материалы международных конференций памяти А.В. Рудневой. М., 1999.,
Старостина Т.А. По следам А.В. Рудневой (заметки о курской инструментальной традиции) // Методы музыкально-фольклористического исследования: Сборник научных трудов. – М., 1989.,
Токмакова О.С. Оппозиция танков и карагодов в традиции курско-белгородского пограничья // Народная культура и проблемы ее изучения: Материалы научной конференции. Воронеж, 2006.,
Токмакова О. С. Хороводная песня на юге России. Воронеж, 2005. ,
Шавлова А. Традиционная культура и музыкальный фольклор села Сторожевое Большесолдатского района Курской области: Дипломная работа. Воронеж, 2012. ,
Щуров В. М. Южнорусская песенная традиция. М., 1987.


«Тимоня» – массовая пляска по кругу с пением припевок в сопровождении инструментального наигрыша, распространенная в южных районах Курской области. Наигрыш исполняется инструментальным ансамблем, куда входят струнные и духовые инструменты, в том числе архаичные флейты Пана – кугиклы. Звучание инструментов может также имитироваться голосом. Пляска и пение припевок идут в строгой координации с ритмом наигрыша. Хореографические движения разнообразны, особым стилем отличаются мужская и женская пляска. «Тимоня» прочно ассоциируется у носителей традиции с ситуацией праздничного веселья, в современных условиях продолжает воспроизводиться и в быту, и на концертных площадках.

Большинство сел южных районов Курской области возникли в XVII веке, когда на курские земли прибыли «служилые» люди из центральных и западных земель Московского государства для строительства и обороны линии защитных сооружений – Белгородской засечной черты, которая преградила крымским татарам путь к русским землям. Перейдя впоследствии в сословие государственных крестьян-однодворцев, «служилые» люди стали предками нынешнего населения русских сел, входивших ранее в Суджанский и Обоянский уезды Курской губернии.

Здесь сформировалась локальная песенная традиция, яркой чертой которой является обилие карагодных (хороводных) песен, плясовых инструментальных наигрышей, развитая система хореографических жанров. Карагоды – массовая пляска по кругу – были формой праздничного гуляния, объединяющей всех членов сельской общины. В традиции курско-белгородского пограничья карагоды водили не только под пение песен, но и под местные инструментальные наигрыши плясового характера. Среди них особую популярность получил наигрыш «Тимоня».

Наигрыш и пляска «Тимоня» бытует в русских селах бывшего Суджанского уезда Курской губернии (ныне Суджанский, Беловский, Большесолдатский районы Курской области), где распространена традиция ансамблевой игры на духовых и струнных инструментах. Эту же территорию выделяет комплекс женской одежды, состоящий из черного косоклинного гофрированного сарафана из волосени (шерстяной ткани домашней выделки), рубахи с рукавом от ворота, широкими рукавами и отложным воротником-козырем, завески (фартука) от груди, многочисленных поясов из шелка. Особая нарядность, пышность, многоцветие этого костюма обусловлены именно его предназначением для пляски в карагоде.

«Тимоня» является неотъемлемой частью любых праздничных гуляний: исполняется и на гульбах в избе, когда отмечаются семейные события, и в календарные праздники на улице при большом стечении народа, то есть в сельских карагодах. Карагодом в курской традиции называют не только музыкально-хореографическое действо, но и собрание людей. Запрет на карагоды и игру на музыкальных инструментах соблюдается здесь лишь в период Великого поста.

В многолюдном карагоде «Тимоню» пляшут по кругу против часовой стрелки. Музыканты обычно стоят лицом друг к другу в центре круга пляшущих. Зрители – пожилые люди и дети – наблюдают за пляской в карагоде и активно ее обсуждают. При исполнении в помещении движение по кругу невозможно, поэтому «Тимоня» превращается в массовую пляску на месте. В пространстве могут перемещаться лишь отдельные танцоры.

В курской традиции в «Тимоне» используется та же плясовая лексика, что и в любой другой карагодной пляске под песню или наигрыш. Движения женщин отличаются сдержанностью, корпус они держат прямо и неподвижно, ноги слегка согнуты в коленях. Шаги – простой или с прибивом (в две ноги) – мелкие, почти незаметные. Руки подняты на высоту плеч, ладони полуоткрыты. Движения рук от локтя или только кистей рук мягкие. Женщины в карагоде в такт музыке могут водить обеими руками то вправо, то влево, держа их перед собой, либо плавно менять их положение: опускать с одновременным неглубоким наклоном, делать взмахи перед корпусом крест-накрест.

Для мужчин характерны активная плясовая лексика: размашистые и резкие движения рук, подпрыгивания, кружения вокруг своей оси и партнерши, дроби ногами (так называемая пляска в три ноги). Очень высоко ценится в традиции импровизаторское мастерство мужчин-плясунов. Лучших из них называют скоморохами и считают, что «тот не скоморох, кто 12 разных колен не знает». Обычно мужчина идет по кругу спиной, лицом к партнерше, общаясь с ней во время танца. Он может обойти вокруг партнерши или отвернуться от нее, выйти из круга и вернуться в него. По существу, курская пляска воспроизводит модель ухаживания, где мужчина ведет себя активно и наступательно, а женщина сдержанно и скромно принимает ухаживания.

Для мужской пляски характерны многократные активные подскоки, в то время как в женской используются лишь одиночные подскоки, нередко синхронизированные с мужскими. Именно поэтому карагодную пляску чаще всего определяют термином скакать, а пляшущих называют скакунами и скакухами.

Все плясовые движения осуществляются в строгой координации с ритмом наигрыша. Считается неприличным выходить в карагод, если не попадаешь в такт музыке, «не подлаживаешь». Ритм плясового шага в две ноги и в три ноги присутствует и в пении припевок, сопровождающих пляску, и в инструментальном наигрыше. Сбившись в словах, танцующий мог сбиться и с плясового шага.

Наигрыш «Тимоня» состоит из двух сходных, но завершающихся на разных ступенях лада музыкальных построений – колен. Четкая периодичность ритмической структуры – с тремя акцентами в каждом колене – организует пляшущих, управляет ритмом пропевания коротких, состоящих из двух стихов частушек, которые в курской традиции называют прикáзками или прибáсками. Частушки могут быть не связаны между собой по смыслу. Их содержание – задорные поддразнивания, шутки или восхваления:

Ой, Тимоня, Тимонюшка,

Кучерявая головушка!

Катерина в шелковой шубке,

У Катерины алые губки.

Иногда приказки строятся как диалог:

Под ёлкою спала –

Шишка в рот упала.

– Что же ты глядела,

Как она летела?

или:

Дивчина, дивчина, куды йдёшь?

Расскажи всю правдочку, где живёшь?

– Чи у меня разума не стала,

Чтоб я тебе правдочку казала?

Припевки исполняются звонко и четко, почти выкрикиваются, скандируются, дополняясь возгласами «и-и-их!», «иш-шо, иш-шо», «а-ну-ну» и т. п., сопровождаются хлопками в ладони и отчетливо выбиваемым ногами ритмом.

Наигрыш «Тимоня» обычно исполняется ансамблем разнородных инструментов, который называют музыка. Раньше в него входили кугиклы (флейта Пана), дудки, пыжатки (продольные флейты), рожок (жалейка) скрипки, балалайки. С начала ХХ века в составе ансамбля появились мандолина и гармонь. Перед началом игры все инструменты настраивались (подлаживались) под дудки и кугиклы, строй которых нельзя изменить.

При исполнении наигрыша ансамблем существует строгое распределение ролей между инструментами. Рожок, как самый громкий и мелодически подвижный из инструментов, ведет мелодическую линию, его гармонической поддержкой служат аккорды балалаек и скрипки (мелодия на скрипке исполнялась только на первой струне). Полифонический оттенок фактуре придавали партии кугикл, на которых играли только женщины. Кугикальниц в ансамбле должно быть не менее трех. Одна из них играет – исполняет мелодию на пяти дудочках и добавляет к ней голосовые призвуки – ихи и фифканья. Другие придувают, используя два или три ствола и запаздывая по отношению к играющей на полдоли. В результате получается сложный контрапункт мелодических линий. Слабый звук кугикл почти незаметен в общем звучании ансамбля, особенно в шумном праздничном карагоде. Слышно только фифканье, добавляющее особую краску музыке. Поэтому женщины часто воспроизводят фифканье и в отсутствие кугикл. Соотношение партий инструментов в ансамбле настолько закреплено в традиции, что их типичные мелодические ходы были у всех на слуху. Талантливые певцы искусно имитировали их голосом и в отсутствие инструментов могли воспроизвести всю инструментальную фактуру наигрыша – сыграть на губах.

«Тимоню» можно считать основным карагодным наигрышем, остальные – «Чеботуха», «Жарко пахать» «Под мельничкою», «Батюшка» и др. – гораздо менее популярны. Часто «Тимоня» является единственным наигрышем, который помнят и могут воспроизвести носители традиции. В их сознании его звучание прочно ассоциируется с весельем, праздником и пляской, поэтому под звуки «Тимони» даже у пожилых людей ноги «сами пускаются в пляс».

В условиях современного праздничного досуга в Суджанском, Большесолдатском, Беловском районах «Тимоня» часто воспроизводится ансамблями аутентичных исполнителей на сценических площадках или во время организованных учреждениями культуры праздников. Пляшущих мужчин в таких коллективах осталось мало, но исполнители считают их участие в пляске обязательным, поэтому некоторые из женщин наряжались в мужскую одежду.

В настоящее время пляска «Тимоня» – единственная из традиционных музыкально-хореографических форм – не утеряла своей привлекательности, актуальности и востребованности у молодого поколения. В праздничных карагодах и молодежь, и люди среднего возраста с удовольствием включаются в карагод под звучание «Тимони».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

Контактная информация

ОБУК «Курский Дом народного творчества»
305016, г. Курск, ул. Советская, 93
Тел./факс: +7 (4712) 54-96-13
odnt@list.ru

 

Часы работы

понедельник-пятница 09.00-18.00 перерыв 13.00-14.00
суббота, воскресенье — выходные


Архивы

Рейтинг@Mail.ru

Предстоящие события