Добро пожаловать
на сайт Курского областного Дома народного творчества!


 "Каждый специалист, работающий в сфере культуры, знает, что наш соловьиный край уникален и богат неповторимой музыкальной, песенно-хореогра-фической, народно-поэтической традициями, уходящими в глубину веков.

  Обрядовость, эксклюзивная красота костюмов юга Черноземья, яркая, своеобычная палитра декоративно-прикладного творчества – поистине кладезь богатства народных талантов."


Читать далее...

Выставочный зал приглашает…

 

Если взглянуть на здание Курского государственного драматического театра им. А.С. Пушкина со стороны улицы Радищева, то можно увидеть над дверью слева нарядную вывеску «Выставочный зал «Курские промыслы и ремесла». Выставочный зал был создан при областном Доме народного творчества в сентябре 2010 года для знакомства жителей и гостей города как с традиционными местными промыслами и ремёслами, так и новыми, современными видами декоративно-прикладного искусства.

В первом зале представлены старинные ремёсла, сохраненные стараниями мастеров до наших дней. В Курском крае, благодаря мягкому климату, множеству речек и озёр, характеру почвы, всегда в изобилии была глина, прекрасно подходившая для работы гончарам. По берегам рек и в оврагах были ивовые заросли, росли камыш и рогоз, а на полях крестьяне вместе с пшеницей и рожью выращивали лен и коноплю. Поэтому самыми развитыми курскими ремёслами были гончарство и глиняная игрушка; плетение из растений – лозы, соломы, рогоза, камыша; ткачество холста и рушников из конопляных и льняных нитей, а ковров – из шерсти; изготовление бондарной утвари из дуба и липы; а также изготовление кукол из разных лоскутков и природных материалов.

Все эти ремесла известны исследователям курской истории с XVII века. Именно в это время наш приграничный в русском государстве край заселяется служилыми людьми, призванными охранять государство с запада и юга от набегов захватчиков. С установлением мира сюда переселяются и ремесленники. Промыслы получают более стабильную основу для развития и даже достигают расцвета.

Большую известность получил промысел кожлянской игрушки, существующий более 250 лет. Родина игрушки — деревня Кожля — ранее находилась в Льговском уезде Курской губернии (теперь – в Курчатовском районе). В соседнем селе Дроняево изготавливали из светлой глины посуду, сушили её и обжигали в подземных печах — горнах, покрывали глазурью. Весной крестьяне продавали её в соседних уездах и губерниях. Дроняевские махотки, крынки, глечики, блюда, макитры славились своей прочностью. Кожляне тоже пробовали делать посуду из своей глины, но она уступала по качеству дроняевской. Поэтому кожлянские женщины и дети стали лепить игрушки-свистульки: петушков, уточек, собачек и кошек, индюков, барынь и кавалеров, коней и баранов. После сушки они обжигали их в горнах дроняевских гончаров по 10-12 часов, затем расписывали куриным пером и растительными красками четырёх цветов: малиновой, желтой, зелёной и фиолетовой. Элементы росписи были простейшими, но всегда обозначавшими пожелания добра: прямые и косые линии (земля, благодатный дождь), решётки (земля, поделённые на наделы), ёлочки (растения, урожай, древо жизни), волнистые линии (влага, река), пятнышки (семена, всходы, плодородие). Кроме игровой функции, в каждой игрушке был заложен обереговый смысл (петух – победа добра и света, уточка – домашний очаг, баран – богатство, корова или барыня – плодородие, олень или конь – счастье, медведь – сила и др.). Верили, что их свист отгонял недобрых духов.

Кожлянские свистульки пользовались популярностью на ярмарках, их продавали в Орловскую, Харьковскую губернии. Купцы переправляли их даже в Персию и Турцию. В Кожле в начале XIX века из 350 дворов в 150 занимались лепкой игрушки. Это был массовый промысел, который угас после Первой мировой войны, революции, развития промышленности. Только несколько старых мастериц вплоть до начала XXI века продолжили лепить игрушку (Ульяна Ивановна Ковкина, Ольга Ивановна Дериглазова, Валентина Венедиктовна Ковкина). Сейчас это возрождаемое ремесло, им занимаются около десятка мастеров и педагогов, которые обучают этому детей в Курчатовском краеведческом музее, Дроняевском центре народных промыслов и Дроняевской средней школе.

Другой знаменитый старинный гончарный центр – город Суджа. Здесь и в окружающих её селениях (слобода Гончаровка, села Замостье и Заолешенка) более 350 лет занимались гончарством – целыми династиями и даже цехами со строго охраняемыми секретами ремесла, уставом и цехмейстером – главным мастером. Суджанская керамика известна не только своей обиходной посудой, но и фигурными сосудами в виде животных и птиц. Они предназначались для обрядов и разливания хмельных напитков. Каждый образ несет в себе значение: баран – богатство, казак на баране – мужество, мощь; был и уникальный, нигде в промыслах не повторяющийся символ — ваза для трав и цветов «Троицкий петух». Кроме сосудов, посуды, делали и глиняные скульптуры в виде животных, копилки, церковную утварь, а также печные изразцы и свистульки. Вся суджанская керамика была из красной глины, глазурованной, почти без росписи, украшалась только оттиском и гончарным ножом.

Ещё один гончарный центр немного моложе своих соседей — ему около 100 лет. Это приграничный с Украиной поселок Глушково, где мастера «крутили» разнообразную посуду из красной глины.

Ткать на особых домашних станках умели женщины в каждом доме – ведь белоручку никто бы не взял в жёны. Но особенно известными ткацкими промыслами в нашем крае были саморядовское узорное ткачество (Большесолдатский район) и суджанское ковроткачество. Саморядовские ткачихи ткали чудесные рушники и скатерти с разноцветными геометрическими обереговыми орнаментами. До свадьбы девушка должна была выткать не менее 30-40 штук одних рушников, не считая сшитых платьев, рубах, вытканного холста или поясов. Часть из них уходила на подарки родне мужа, другая – на убранство избы и украшение на праздниках, использование в повседневном быту. Рушник сопровождал человека всю жизнь, от рождения до смерти. Его использовали в крещении младенца, дарили молодожёнам, на нём опускали гроб в могилу. Самыми красивыми рушниками с богатым орнаментом украшали избу на праздники. В саморядовских рушниках каждый орнамент призван охранять людей: птица – это душа умершего, две птицы – влюбленные, ромб – знак мужской силы, крест – символ солнца, древо жизни – добро и плодородие и т.д. Рушники и скатерти ткали и на белом, и на клетчатом фоне (красном, синем). Сегодня в Саморядовском Доме ремёсел продолжают ткать рушники, скатерти и пояса три ткачихи, одна из них плетёт лапти из пеньки – конопляной верёвки.

В Суджанском, Дмитриевском и других уездах Курской губернии ещё с XVIII века ткали из шерсти ковры: с геометрическим орнаментом, для использования в быту и более дорогие, с цветочным узором, для дворянских усадеб. Постепенно тут были организованы сначала земские школы по ткачеству, а потом и цеха ковроткацкой фабрики. Цветочные ковры, особенно с орнаментом в виде роз, часто экспортировались за рубеж, экспонировались и были высоко оценены на международных выставках. Композиция знаменитого курского ковра постоянна: на черном (реже – синем, красном фоне) располагался в центре венок из роз, маков или других цветов, а по краям шла широкая цветочная гирлянда.   В начале 90-х фабрика сгорела, поэтому в 1998 году с целью сохранения традиций ковроткачества в Суджанском техникуме искусств было открыто специализированное отделение, на котором преподаёт известный художник по ткачеству Александр Павлович Савченко. Под его руководством техникум выпустил уже несколько десятков молодых ткачей. В 2007-2010 годах открылось ещё несколько центров по сохранению ковроткачества в Курской области (районные Дома культуры в Дмитриевском, Горшеченском, Тимском районах).

Мастера плетения из растительных материалов сейчас есть в каждом районе области. Некоторые из них мастерят только простейшую утварь для дома (корзинки, лукошки), другие – сложнейшую мебель. В нашем выставочном зале представлены плетёная утварь и мебель мастеров Глушковского, Кореневского районов, Железногорска, Курска и Курчатова. Особенно нужно отметить работы железногорской школы ремёсел «Артель». Здесь мастера не только плетут из лозы и соломки изящные вещицы, но и учат этому детей.

Мастера-бондари, которые сохраняют своё ремесло до сегодняшнего дня, делают кадки, бочки для соления, квашения овощей и грибов, хранения вина, ёмкости для бани из липы и дуба. Изготовление тряпичных и соломенных обереговых кукол также пользуется популярностью в наши дни. Наши предки клали такие куклы в колыбель младенцу от сглаза, дарили жениху и невесте на счастье, использовали в специальных обрядах (сжигание куклы-Масленицы, похороны куклы-кукушки и др.). Современные мастерицы так же, как и их бабушки, делают куколок без лица, чтобы, по поверью, в живую (т.е. с ликом) куклу не вселился злой дух.

Во второй комнате выставочного зала располагаются современные авторские произведения. Это бисерная бижутерия Анны Шемраевой и Марины Мавлеткиной, авторская керамика Галины Власовой, Лидии Резцовой, Валентины Руденко, Оксаны Носовой, Натальи Коровиной, Валентина Круподерова, Алексея Мармалюка. Художественная резьба и роспись по дереву представлены работами Ларисы Галкиной, Ирины Клевцовой, Евгения Однодворцева, Владимира Плугатарева, Валентины Берлизевой. В разнообразии авторская вышивка — вышитые крестом салфетки и рушники Валентины Панькевич и ленточные картины Татьяны Федоровой, батик Елены Колгановой. Есть и ультрамодные направления хендмейда: декупаж (Надежда Андрияничева, Светлана Федорова и Елена Выборнова), полимерная керамика (Елена Зюкина), резные свечи (Вячеслав Шенеман).

Сказочная атмосфера выставочного зала завораживает не только гостей города, но и его жителей. Сотрудники Дома народного творчества регулярно проводят экскурсии по его экспозиции для посетителей разных возрастов — начиная от ребятишек из детского сада и заканчивая гостями солидного возраста. Часто тут бывают школьники, студенты, иностранцы, участники фольклорных фестивалей. Для детей предусмотрена особая форма работы – бесплатные мастер-классы, позволяющие им не только окунуться в мир прекрасного, но и самим освоить некоторые секреты создания замечательных вещей от мастеров ремесел и пообщаться с ними. С 2010 года тут прошли 11 мастер-классов по бисероплетению, аппликации, квиллингу, лепке авторской и традиционной глиняной свистульки, войлоковалянию, флористике, декупажу, тестопластике, изготовлению текстильной игрушки и травяной куклы, которые широко были освещены в средствах массовой информации.

Приглашаем мастеров Курска и области в наш гостеприимный зал украсить своими работами экспозицию, а будущим посетителям говорим: «Добро пожаловать на экскурсию и мастер-классы»!

Выставочный зал расположен в помещении Курского государственного драматического театра им. А.С. Пушкина, вход со стороны ул. Радищева

Зал открыт с 11.00 до 19.00 Выходной день — понедельник

Тел.: 8 (4712) 54-96-14

 Т.Ю. НЕСТЕРЕНКО, зав. сектором по работе с филиалами Курского областного Дома народного творчества, кандидат педагогических наук

Контактная информация

ОБУК «Курский Дом народного творчества»
305016, г. Курск, ул. Советская, 93
Тел./факс: +7 (4712) 54-96-13
odnt@list.ru

 

Часы работы

понедельник-пятница 09.00-18.00 перерыв 13.00-14.00
суббота, воскресенье — выходные


Поиск
Счётчики

Рейтинг@Mail.ru

Архивы
< 2018 >
Октябрь
ВПВСЧПС
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031